Археологический этюд » Коммунальное государственное учреждение "Меновновская средняя школа" отдела образования по городу Усть-Каменогорску УО ВКО
Коммунальное государственное учреждение
"Меновновская средняя школа"
отдела образования по городу Усть-Каменогорск
Управления образования Восточно-Казахстанской области
Телефон приемного:
+7 (7232) 57-41-10
Телефон бухгалтерия:
+7 (7232) 57-41-10
Версия
для слабовидящих
11
сентябрь
2023

Археологический этюд

Археологический этюд

 Что говорят о с. Меновное  археологи? 

Древний человек на Иртыше впервые появляется около 80-ти тысяч лет назад. Самые древние находки с территории города Усть-Каменогорска  Восточно -Казахстанской области относятся к III тысячелетию до нашей эры. Самым главным достижением этой эпохи, эпохи неолита, было усовершенствование способов обработки камня. Об этом свидетельствуют и находки на территории края: отшлифованный топор, топор с просверленным отверстием, наконечник копья листовидной формы, выполненный техникой отжимной ретуши. Новые, более совершенные, способы обработки камня привели к появлению новых орудий труда: лука со стрелами, обработанных наконечников копий и дротиков. В это же время появляется глиняная посуда для приготовления и хранения пищи. Человек занимается скотоводством и земледелием. Изобретение лука со стрелами позволило охотиться на мелких животных и водоплавающих птиц. Жилищами для людей служили шалаши с крышами из камыша или шкур, поэтому следы их не сохранились. 

О древнейших исторических эпохах в «жизни» с. Меновное письменных свидетельств не сохранилось, поэтому по вещественным остаткам жизни людей, т.е. по памятникам материальной культуры древности, мы можем судить об укладе жизни сельского человека в древности. 

Археологом А.А Ткачевым раскопано в окрестностях с. Меновное захоронение женщины, которое относится к энеолиту. Каким же был наряд женщины в IVIIIтысячелетии до нашей эры? По особенностям погребального обряда и инвентаря памятник имеет сходство с материалом энеолитических могильников Западной Сибири. Речь идет о могильнике «Меновное ХI», который был некогда расположен на территории села. 

Могильник Меновное ХI (эпоха энеолита) был расположен в 2,5 км к востоку с. Меновное, на мысовидной площадке, ограниченной с севера крутым склоном террасы. Выявлен АЭ ВКГУ под руководством А.А. Ткачева в 1995 г., исследован в 1998 г. В одном из объектов было выявлено погребение женщины 40-45лет эпохи энеолита, лежащей на спине в вытянутом положении головой на юго-восток. На верхней части туловища найдено 240 подвесок листовидной формы, вырезанных из тонких костяных пластинок, длиной от 0,8 до 1,8 см, с уплощенной верхней частью и отверстием для пришивания (Рис.1 Приложение 1). Вероятно, они были нашиты наверх кожаного платья с прямым разрезом ворота и украшенным по плечам рукавов и обшлагам нашивками в виде бахромы. На запястьях рук было нашито по два ряда подвесок. Пояс платья украшали четыре ряда подвесок, между которыми прослежен ряд из 13 передних резцов сайгака. К поясу с правой стороны подвешена сумочка - кисет, в которой лежали кусочек красной охры, ластовая пронизь и небольшая раковина с отверстием в верхней части. Ценность этого  открытия очевидна... [1, с.243]. 

Умение креативно мыслить было дано и нашим предкам. Наскальные рисунки - почти единственные свидетели этого времени - обнаружены на плоских камнях в районе телевизионной вышки недалеко от города «за» с. Меновное. «Точное значение этих изображений установить невозможно, но это, во всяком случае, не забава, т. к. нанести их на камень при отсутствии острых железных инструментов было, конечно, достаточно трудно», - так писал В.В. Радлов, обнаружив наскальные рисунки в окрестностях города в 1865 году. В наскальных рисунках скрыта богатейшая информация о духовной жизни человека па разных этапах его исторического развития, причем, нередко те ее стороны, о которых молчат другие исторические источники [1, с.260]. 

Задача современных ученных - разгадать их смысл, понять то, что хотели передать нам наши предки. Задача молодого поколения, т. е. нас с вами, уберечь, сохранить эти прекрасные памятники сакрального дизайна. 

Охрана исторического и культурного наследия, создание правовых гарантий для сохранения исторического наследия казахстанского народа и этнических диаспор являются одними из основных принципов государственной политики Республики Казахстан в области культуры, что подтверждается Законом «О культуре», Законом «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия». 

  Наши краеведческие исследования показали, что на территории региона несколько тысячелетий длился каменный век. К концу его начинаются поиски более высококачественного материала, приведшие к открытию способов плавки медной руды, а затем и к более совершенному материалу - бронзе. 

Одной же из самых примечательных черт культуры эпохи бронзы является изображение фигуры оленя. Это может быть прорисовка на вершие кинжала, рисунок на камне, бляшка для украшения одежды, скульптура для украшения головного убора и т. д. В начале ХХ века на территории г. Усть-Каменогорска был раскопан курган, где было обнаружено скульптурное изображение оленя из золота. Долгое время образ оленя объясняли тотемическими представлениями кочевников, т. е. происхождением сакских племен от оленя. Большинство ученых считают образ оленя солярным (связан с солнцем) [1, с.239]. 

В бронзовом веке Восточный Казахстан был крупнейшим металлургическим центром всей Северной Азии. 

В эпоху средневековья, в конце I тысячелетия нашей эры в Верхнем Прииртышье, согласно нарративным (повествовательным) источникам, обитали племена кимаков, входившие в IХ - Х вв. в кимакское раннее государственное объединение с очень сложным этническим составом. Среди них особо известны могильники Зевакино, Меновное, Ахмирово, Джартас, Акчий, Карашат, Орловка, Сарыколь, Желдузек, Славянка, Юпитер и другие. 

Своеобразными погребальными памятниками кимакского периода являются курганы — кенотафы - поминальные сооружения погибшим на стороне представителям родовой знати. Такой полностью сохранившейся кенотаф изучен в кургане № 2 Ахмирово II, где в центральной яме была погребена лошадь, а в северной и южной находились ямы - оружейницы, содержащие все необходимое воину: сабли, луки, копья, колчаны со стрелами, седла, стремена, удила, кресало. 

Кожаные ремни портупейного набора и конской узды украшены многочисленными позолоченными бляшками и наконечниками ремней. Особенностью погребального обряда кимаков являются «длинные» курганы. Впервые были исследованы в с. Зевакино Ф.Х. Арслановой, в последние годы — в могильнике Меновное VII. В прямоугольной ограде больших размеров захоронено несколько умерших: взрослый, подросток и ребенок. Инвентарь могильника традиционный: сабля, наконечники стрел, ножи, удила, оковка седел, бляшки - накладки, наконечники ремней, каменные бусы. Среди редких бытовых предметов — железные, клепаные котелки и калачевидные кресала. 

В могильнике Меновное VIII обнаружены материалы предмонгольского времени, которые исследователь А.А. Ткачев датирует XII в. Исследования последних лет показали, что именно в период существования кимако — кипчакского раннегосударственного объединения Прииртышья было заселено особенно густо. Территория, удобная для занятия скотоводством, охотой, рыболовством, всеми видами ремесел, осваивалась очень активно, так что поиски городов кимаков на территории края еще впереди [1, с.32]. 

Итак, могильник Меновное VIII (эпоха раннего железа и позднего средневековья) расположен в 2,5 км восточнее с. Меновное,  на первой надпойменной террасе левого берега Иртыша. Состоял из нескольких поминальных групп, среди которых выделены разновременные комплексы: курганы ранних и поздник кочевников, расположенные компактно, объединены в рамках могильника Меновное XIII, курганы  предмонгольского времени, расположенные по гребню северной сопки, объединены в могильник Меновное VIIIа [1, с.242]. 

Могильник Меновное VII (Х-ХII вв. XVII вв. н.э.) расположен в 1,5 км к юго-востоку с. Меновное, на треугольной мысовидной площадке, ограниченной с севера крутым склоном террасы, с запада - оврагом. Выявлен (в 1993 г.) и исследован (в 1996-1998 гг.) АЭ ВКГУ под руководством А.А. Ткачева. Состоял из 24 погребальных сооружений двух типов: каменно-земляных курганов диаметром 8-10 ми каменных набросок небольших размеров до 4 м в диаметре. Исследованные курганы (в количестве пяти) имели сходные особенности погребальной обрядности и инвентарь, позволяющий соотнести их с кимако - кипчакским временем Х-ХII вв. н.э.: неглубокие узкие ямы, наличие каменноугольного или с деревянного перекрытия, преобладание северо-западной ориентировки умерших, поворот головы направо в юго-западном направлении, почти полное отсутствие инвентаря [1, с.241]. О таких курганах (курганах кимакского периода) в 1911 году сообщает Л.В. Адрианов, обнаруживший их на левом берегу Иртыша против г. Усть-Каменогорска [1, с.261]. Возможно, ученый имел в виду с. Меновное. Археологические исследования подтверждают, что племена, оставившие каменно-земляные курганы по берегам Иртыша, относятся к кимакскому племенному союзу [1, с.263]. 

Следует отметить, что сведения древних хроник о населении степей в различные периоды истории весьма скудны.  В конце 90-х годов ХХ в. очень активная хозяйственная деятельность на левом берегу Иртыша привела к разрушению многих археологических памятников. Это подтолкнуло археологов к активному их исследованию. Тщательные раскопки велись вокруг поселков Меновное и Ахмирово, исследование разнотипных памятников показало, что эта территория осваивалась на протяжении последних 5-7 тысяч лет. 

  Археолог Галина Кущ утверждает: «Археологические материалы, результаты археологических исследований подчас являются единственным источником для восстановления, реконструкции целых этапов в истории государства. Поэтому историческая значимость — их нисколько не уменьшается в наше время. Наоборот, наше время диктует бережное к ним отношение, более добросовестное изучение и осмысление материала».


  1. Свод археологических памятников Восточно-Казахстанской области [Мәтін]. - Өскемен; б. ж. -2006 
  2. Алексеенко А.Н. Очерки истории Рудного Алтая. - У - К., 1970 
  3. Алексеенко Н.В. История Восточного Казахстана в документах и материалах. - У — К.: Медиа-Альянс, 2006 
  4.  «Летопись села», альбом школьного музея




Приложение 1



Рис.1 Могильник Меновное XI. Расположение украшений на женском костюме







Материал подготовила учитель истории, педагог исследователь, магистр гуманитарных знаний

КГУ «Меновновская средняя школа» отдела образования 

по городу Усть –Каменогорску УО ВКО

Березовикова Ирина Даминовна

при участии обучающихся 9 «Б» класса Галиева Рустами, Буткеновой Алины, Решке Павла, Попова Даниила


сентябрь 2023 года


Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив