«Топонимы - свидетели времен минувших» (история края в названиях) » Коммунальное государственное учреждение "Меновновская средняя школа" отдела образования по городу Усть-Каменогорску УО ВКО
Коммунальное государственное учреждение
"Меновновская средняя школа"
отдела образования по городу Усть-Каменогорск
Управления образования Восточно-Казахстанской области
Телефон приемного:
+7 (7232) 57-41-10
Телефон бухгалтерия:
+7 (7232) 57-41-10
Версия
для слабовидящих
26
октябрь
2022

«Топонимы - свидетели времен минувших» (история края в названиях)

Предмет: «История Казахстана»

Тема урока: «Топонимы - свидетели времен минувших» (история края в названиях)

Школа: Коммунальное  государственное учреждение«Меновновская средняя школа» отдела образования по городу Усть –Каменогорску управления образования Восточно- Казахстанской области 

Дата:   24.10.2022г.

ФИО учителя: Березовикова Ирина Даминовна 

Урок № 16

Класс

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих: 

Цели обучения


6.2.2.6 обьяснять историю появления названий местности, городов, рек, озер, гор

Цели урока 

фактические знания учащихся по теме:

знают  роль топонимов и топонимики как развивающейся науки  в жизни человека и общества

терминологию и понятия: «краеведение», «краевед», «топонимика», «топонимы»,  «ойконимы», «гидронимы»,  «оронимы»  и умеют их различать; 

умеют     работать с краеведческим материалом,     в группе, в парах, индивидуально

формируют собственные лидерские качества как юных краеведов посредством групповой работы 

воспитывают интерес к предмету, любовь к малой родине

Ключевые слова и фразы:


 «краеведение», «краевед», «малая родина», «топонимика», «топонимы», «ойконимы», «гидронимы»,  «оронимы», «наследие»  


Вопросы для обсуждения:

Мы должны определять основные группы топонимов

-  Как отличить ойконимы, гидронимы и оронимы?

-  Каковы возможности  топонимов для потомков?

- Давать объяснение, почему топонимы являются памятниками я зыка и приравниваются к национальным ценностям и находятся под охраной государства?

- Приводить доказательства того, что топонимика – важный источник развития языкознания, истории и географии.


Можете ли вы сказать, почему...?

Граждане Республики Казахстан» обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры

                                                                Подсказки:

Презентация «Топонимы – символы истории», постер «Красная книга топонимов»топонимический словарь,  карточки -  иллюстрации, справочный материал 

План

          Планируемые этапы и сроки урока

Планируемые действия

Ресурсы

Этапы 


Сроки

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I.

Организационный Психологический настрой


2 мин


- Здравствуйте, ребята. 

Диагностика эмоционального состояния учащихся 


- У вас на партах лежат карточки - «настроение»: 

«солнышко» - это хорошее настроение, «синяя тучка» - плохое.

-Скажите, какое у вас сейчас настроение?

-Надеюсь,     к концу урока у вас  сохраниться хорошее настроение.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите улыбку  и мне!

Деление на группы по выбранному рисунку с названием «гора», «река», «город-крепость»



Ученики приветствуют учителя, настраиваются на урок

Стратегия «Солнышко и тучка»









Собираются в группы по 6 человек, выбирают спикера


Смайлика «солнышко» и «тучка»


Слайд 1, 2












Иллюстрации:

«гора» (Акшатау, Музтау, Кокшетау, Тарбагатай, Алтай,  Калбинскийх р) 6 шт.,  

«река» (Айна, Алтынколь, Алаколь, Зайсан, Иртыш, Жетысу)  6 шт.,  «город-крепость » (Аблакетка, Алматы, Усть-Каменогорск, Меновное, Семей, Бозок) 6 шт.

II

Подготовка к восприятию новой темы

Стадия вызова




Побуждение:

Совместное целеполагание:

8 мин

-Что изображено на иллюстрациях? Географические объекты, которые имеют названия

 Как вы думаете, что их объединяет?

-Наука  о географических названиях – топонимика.

Работа с эпиграфом:

Какие чувства вы сейчас испытываете?

Тема  урока: «Топонимы - свидетели времен минувших» 

 Кто может сформулировать цели урока?

Цель урока: Учиться ………..

-Мы к уроку готовы, начинаем работать. 

-Итак, слово топонимика происходит - от греческих слов «топос» (место) и «онома» (имя), т. е., «наука об именах мест».  

Объект изучения топонимики называетсятопоним, имя собственное, название любого географического объекта.  Топонимы можно разделить на 3 основные группы:

Ойконимы– собственные названия любого поселения (села, аулы, города)

Гидронимы – собственные названия любых водных объектов (реки, озера, моря,  ручьи, родники)

Оронимы - собственные названия любых элементов рельефа (вершины, хребты, горы,  ущелья, балки, впадины, бугры)  

Топонимы рассказывают о том, каким был язык наших предков, как изменялось значение слов. Топонимы дают нам возможность установить родство одного народа (и его языка) с другим.




Ответы учащихся















Итак, 1 группа: «Ойконимы» (названия населенных пунктов)

2 группа: «Гидронимы»  (названия водных объектов)

3 группа: «Оронимы» (собственные названия вершин, хребтов, гор)









Интерактивная доска, слайд 1-эпиграф, 

слайд 2 -тема, слайд 3- цель урока)

Иллюстрации

Приложение 1









слайд 4,5,6


Топонимический словарь

III

Изучение нового материала

(Основная часть)

15мин

Опережающее - задание для учащихся уровня С 

Группа 1 «Топонимика края» История основания города Усть – Каменогорска 

Группа 2  История основания села Меновное

Группа3Итоги социологического опроса

-Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Даже самое современное название со временем приобретает исторический характер. Названия нельзя давать поспешно, без достаточных в оценке лица, имя которого дают определенному объекту, это может привести к последующей отмене названия, замене его новым, что болезненно складывается на психологии людей. В настоящее время наблюдается широкое общественное движение за возвращение старых названий.

Известный общественный деятель академик Д.С. Лихачев считал движение за возвращение старых названий самым актуальным в современной топонимической экологии. 

Статья 37 Конституции РК гласит «Граждане Республики Казахстан» обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»

Группы 1,2,3 создают «Красную книгу топонимов Восточного Казахстана», состоящую из 1 частей (1-список реально существующих в н.в. названий, 2-список утраченных исторических названий)










Вопрос группе 1: Можно ли утверждать, что происхождение ойконимов может быть различным и иметь несколько версий?

Игра «Приезжайте в гости к нам…»

Вопрос группе 2: Как Вы понимаете выражение «Топонимы – «язык  земли»? «Игра в слова»

Вопрос группе 3: Обоснуйте выражение «Топонимика - наука развивающаяся»

Игра «Чужой среди своих»







Защита постера

«Красная книга топонимов Восточного Казахстана»

Прием «Две звезды и  пожелание»

Приложение 2,3,4
















Приложение 5

слайд 7







Приложение 6

слайд 8






Приложение 7 слайд 9


Физ.минутка «Здравствуй, столица!»

1мин


Реализация здоровьесберегающего аспекта

Презентация «Мой город»

IV Закрепление

8 мин

Викторина «Свою республику, свой край, люби, исследуй, изучай»

1. Вспомните, Айна впадает в Иртыш? (да) 

2. Что в переводе на русский язык «айна» означает (зеркало)

3. В какое озеро впадает Иртыш? (Зайсан)

4. Назовите длину Черного Иртыша? ( 4248км)

5. Что такое «топонимы»?  

6. Что изучает наука «топонимика»?

7. Что такое краеведение

(изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, региона, населенных пунктов, главным образом, силами местного населения; функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие музеи)

8.Объясните, откуда   пошло название села в ВКО  Меновное?

9. Назовите  какова длина Белого Иртыша? (3501км)

10. Вспомните известные вам     топонимы Восточного Казахстана.

Прием «тонких» и «толстых» вопросов

Взаимооценка

Метод «Большой палец»




















Работа в парах

«Пишу топонимический словарь»

Оценивание фронтальное, индивидуальное

слайд 9

«толстые» и «тонкие» вопросы






















слайд 9

топонимический словарь

V

Итог урока


2 мин

Топонимы рассказывают нам, откуда пришли люди, как осваивали новые места, как защищали свою землю. Появляются новые географические объекты, новые топонимы. Значит,     топонимика - наука развивающаяся.

Важное дело – охрана национального наследия – исторических названий и бережное к ним отношение

Топонимика – важный источник развития языкознания, истории и географии.



VI

Рефлексия


2 мин

Закончите одну из фраз:

Сегодня на уроке Я….

Я доволен……

У меня получилось….

Мне было сложно…..

Я люблю родной край потому, что…

Я буду интересоваться историей своего края потому, что…

Я знаю (не знаю) свои корни…  

«Солнышко и тучка»: в зависимости от активности работы на уроке прикрепить смайлик к весёлому, прикрытому облачком, грустному солнышку

Диалог









Стратегия «Солнышко и тучка

Прием «Продолжи предложение»






Учащиеся демонстрируют смайлики и прикрепляют их на постеры

VII

  Домашняя работа Инструктаж по  выполнению


1 мин

Что читать о топонимике?

1.Агеева Р.А. Происхождение имен рек и озер. - М., 1985

2.Барашков В.Ф. Знакомые с детства названия. - М., 1982

3.Мурзаев Э.М. Очерки топонимики. – М., 1974

4.Поспелов Е.М.Школьный топонимический словарь.-М., 1987 (фонд библиотеки МСШ)

5. Алексеенко Н.В. Очерки истории Рудного Алтая. – У-К., 1970

Интернет-ресурс

А уровень - знать топонимы села, города

Первый этап в изучении топонимии – запись топонимов:

В, С – составить описания вашего населенного пункта с помощью родителей 

Запись в дневник


Интерактивная доска, 

(Домашнее задание)










Приложение 1 

Эпиграф к уроку

На карте РК нет  нашего села …

Быть может, точка эта очень уж мала.

Но нет дороже уголка земли, 

Где все тропинки мы с тобой прошли.

Здесь каждый дом  мне близок и знаком, 

Шумят березы под моим окном.

Дороги дальние зовут меня,

Но возвращаться буду лишь сюда.

Мне с детства дорого село родное, 

Его название простое Меновное. 

                                                   Т. Ким

Приложение 2 


Социологический опрос  «Свою республику, свой край - люби, исследуй, изучай!»

1. Знаешь ли ты историю своего села (города, района, края)?

3.  Какие произведения писателей-земляков ты прочитал?

4.  Знаешь ли ты легенды и мифы, связанные с нашим краем?

5.  Как вы понимаете выражение «Топонимы – символы истории»?

6.  Назовите исторические, архитектурные и скульптурные памятники села, города, края.

7.  Назовите известных людей нашего края, жителей с. Меновное.

8. Хочется ли тебе изучать историю своего края? Почему?

9. Что дает тебе изучение родного края?

10. Что бы ты взял с собой, если ты оказался в другой стране?

    




Приложение 3


История основания города Усть – Каменогорска

Основан Усть – Каменогорск в 1720 году по Указу Петра I майором Иваном Лихаревым,  как крепость для укрепления рубежей и разведки месторождений золота в верховьях Иртыша. В 1868 году Усть – Каменогорск получил статус города. К началу XX века продолжает развиваться торговля, строятся пристань и железная дорога, в годы Великой Отечественной войны возникает тяжелая промышленность. Современный Усть – Каменогорск - центр цветной металлургии.                           

Приложение 4


История основания села  Меновное

Еще в   нач. XVIII в. на месте села производился обмен товаров, привезенных  из соседних государств .«В 1776 году был построен Усть – Каменогорский гостиный двор, в котором разместилось 20 лавок», читаем мы в труде «Очерки истории Рудного Алтая» Алексеенко Н.В. «Также велась переписка с Комерц - коллегией о строительстве в крепости Менового двора, но его так и не построили. Решено было вести меновую торговлю на левом берегу Иртыша, напротив крепости. И осталось от этого - название села Меновное». Сейчас это большое село, в котором есть общеобразовательная школа (КГУ «Меновновская средняя школа» отдела образования по городу Усть –Каменогорску УО ВКО), амбулатория (КГП на ПХВ «Центр первичной медико-санитарной помощи №1 г. Усть-Каменогорска» УЗ ВКО), акимат (КГУ филиал 11 «Центр территориального управления» акимата города Усть – Каменогорска по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних), рыбо - консервный завод «Ұлан», КХ «Пасека», парк Победы и памятник «Мать скорбящая» архитектора Акопяна, ряд магазинов.


Приложение 5

Игра «Приезжайте в гости к нам…»

Перед вами 12 наименований населенных пунктов Казахстана.  Представьте,  что вы популярные артисты, которые будут выступать перед жителями этих городов и сел. Артисты приветствуют жителей «Дорогие устькаменогорцы!».Распределите наименования населенных пунктов по 2 группам:

                            на «чане» (1)            на «цы» (2)

и обратитесь к жителям.  Время выполнения 1 мин.

Список населённых пунктов:Астана, Семей, Зыряновск, Тараз, Зайсан, Павлодар, Меновное, Алматы, Астрахань,    Петропавловск, Кокшетау,   Рудный.  




Приложение 6

«Игра в слова»

            Предлагается название реки, например, «Протока».  Из слагающих название  букв нужно составить как можно больше слов. Время  выполнения 1 мин.

(ток, рот, кот,  карп, тропа, тропка, трап, трак, рак, кора, опора, пар, топор, прок, рок, око, капот, акр, ар)

Приложение 7

Игра «Чужой среди своих»

Группы учащихся получают перечень топонимов. Необходимо распределить топонимы по группам (ойконимы, «гидронимы», «оронимы»).   Для выполнения задания рекомендовать использовать карту края. При проверке спикеры озвучивают 

Аблакетка, Айна, Актау, Акшатау, Алматы, Алтай, Алтынколь, Ашыколь,  Баган, 

Базар, Бакай, Баскараул,      Дембегетай, Елек, Есик, Жеменей,  Жетысу, Зайсан, Имантау, Иртыш, Катон — Карагай, Кызылтас, Меновное,  Музтау,   Рахмановские Ключи, Семей, Сулутау, Сырдарья, Тузды, Тарбагатай,  Укек, Усть — Каменогорск, Чар, Экибастуз. Время выполнения 1 мин.


Аблакетка — рабочий посёлок гидроэлектростанции г. Усть-Каменогорска, назван именем калмыцкого царя, жившего в этой местности.

        Ай — населённый пункт и река в Восточно-Казахстанской области. Восходит к названию древнего племени тюрков ай.

Айна — река, впадающая в Иртыш, а также населённый пункт Айна - «зеркало».

       Актау — название гор и горных кряжей Восточно-Казахстанской области. 

        Актайлак — населённый пункт в Карагандинской, Джамбульской, Восточно-Казахстанской областях по имени казахских родов, также связанных с этнонимом каракалпаков «тайлакаул».

Акшатау — озеро и горный хребет в Восточно – Казахстанской области. «Акша» — название рода: отсюда Акшатау - «акшинские горы». 

         Алматы — город, первоначально ущелье, перевал и река (русская переосмысленная форма Алма — Ата), буквально «отец яблок». 

         Алтай — горный хребет на юге Западной Сибири, а также в Монголии и КНР.  В труде «Словарь  тюркских наречий» В.В. Радлова  даны 10 видов классических значений ал и ала - «возвышенный», «лютый» и т.д.   Некоторые учене считают, что название восходит к тюркским словам ал - «огромный» и тай// таг//тау – «гора», т.е. Алтай – это «огромная гора».  Наиболее убедительной является гипотеза, по которой Алтай считается названием монгольского происхождения, в основе которого  лежит прилагательное алтай или алтанай – «золотоносный», образованное от существительного алтан или алт – «золото».

Алтынколь — озеро в Восточно — Казахстанской области. Из алтын - «золото» и коль - «озеро»: «золотое озеро».

Ашыколь — название озера. «Ашыколь» — «солёное, горькое озеро».

          Баган — река, приток Иртыша. От тюрк. баган - « округлый». 

Базар   - река в Аксуатском районе Восточно – Казахстанской области. Слово базар имеет также значение «сборное место». Видимо, название местности Базар перенесено на название реки в этом районе. 

        Бакай — город на востоке Семиречья, а также населённый пункт в Восточно – Казахстанской области. Название связано с этнонимом Большого казахского жуза Бакай, а не со словом  бакай - « надкопытная косточка». 

Дембегетай — город в Восточно —  Казахстанской области. От древнетюркского  дельпеген (мифическое ненасытное существо в образе человека по анимистическим представлениям древних тюрков) и « тей» (с переходом       «драконовая гора». 

           Елек – река, левый приток Урала. Восходит от тюркского йел - «ветер» и афф. прилаг.- ек - «ветреная» (первоначально от названия зоны степи).

           Есик — урочище в Восточно — Казахстанской области и Талды — Курганской области. От каз. (букв.) дверь со значением «тесное, узкое место».

          Жеменей — название озера. Оно разделяет г. Зайсан на две части. По рассказам жителей села Боран у озера летом и осенью иногда жил калмыцкий бай Жеменей.

           Жетысу  — название обширного края на юго-востоке республики. Буквенный перевод «семь рек». Жетысу - «речной край».

           Зайсан — озеро и населённый пункт Восточно — Казахстанской области. По –калмыцки «благородное озеро». Возможно связь с ойратским — заhасун (заhсен). Город основан в 1868 году. 

          Имантау - небольшая, но резко выделяющаяся вершина гористой части Сарыарки. По тюрко-тунгус. «снежная гора». 

 Иртыш — река, левый приток Оби, протекает на территории Казахстана и Росси (Омская и Тюменская области). Происхождение названия не выяснено. Существует предположение, связывающее его с монгольским словом эрчис- «река», с казахским ир – «земля» и тыш –«рыть», с башкирским йыртыш – «рвущий, бурный».

Есть версия от тюркского  «перевал» (перевалить). 

           Катон — Карагай — название района и райцентра этого района в Восточно —  Казахстанской области. Село было построено в 1871 году как центр торговых отношений с Китаем. Катон — Карагай в значении «построено рядом с Китаем».                          

Кызылтас — город в Восточно – Казахстанской области, в переводе означает «красный камень».  

           Меновное — название села на левом берегу Иртыша, где когда — то проходил обмен товаров. 

           Музтау (муз — таг ) - гора между Восточным Казахстаном и Горно — Алтайским автономным округом. Это название горы было известно ещё 2000 лет назад. Топоним  музтау есть не только на Алтае. На границе Зайсанского района с КНР высокая точка горы Сауыр называется Музтау.

          Рахмановские Ключи — название санатория в Катон — Карагайском районе известного своими целебными свойствами. Название известно ещё кочевым казахам и калмыкам. Сегодня казахи называют его не  Рахмановские ключи, а Арасан, жители Алтайского края - Арамань, т.е. «священная вода».

         Семей  — город, построенный в 1785 году (Семипалатинск) на руинах Семи Палат.

         Сулутау — город, вернее возвышенная местность в Семипалатинской области. Значение - «гора, где есть вода».

         Сырдарья — крупная река в Средней Азии, образованая от слияния рек Нарын (исток на ЮВ Киргизии) и Карадарья (исток на юге Узбекистана).

          Тузды — река в Восточно — Казахстанской области. Буквально «солёная». 

          Тарбагатай — большая гора, разделяющая Казахстан и Китаем. Его название известно с древних времён. Название «Тарбагатай» как и «Алтай», «Байкал», «Саяны» стало известно   1000 лет назад до нашего летосчисления, так как по легендам, из уст в уста передающиеся народам, название это происходит от калмыцкого слова «Тарбагатай» - «Сугулы» - «Тагы — ту».

          Укек — одна из рек в жайлау  Шабанбай в Катон — Карагайском районе. Укек - калмыцкое слово; казахи по — своему называют её  арыаккан — бериаккан,  т.е. «течёт и возвращается обратно». 

         Усть — Каменогорск — город в устье каменных гор. Основан майором Лихаревым по приказу Петра I в 1720 году. 

Чар — поселок городского типа в Восточно-Казахстанской области. Река, левый приток Иртыша. 

        Экибастуз — каменноугольное месторождение и место добычи соли, по ним и название — от каз. еки бас - «двуглавый» (холм), и  туз — «соль». Возможно Экибастуз — соединённые названия у двух местностей — «экибас» и «туз». 

Похожие публикации:

17 март 2022 Эссе
17 март 2022 Эссе
02 октябрь 2018 ТОП - 25
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив