Итоги изучения учебного курса ОБЖ (2021-22) » Өскемен қаласы әкімдігінің "Меновное орта мектебі" отдела образования по городу Усть-Каменогорску УО ВКО
Өскемен қаласы әкімдігінің
"Меновное орта мектебі"
отдела образования по городу Усть-Каменогорск
Білім басқармасы Восточно-Казахстанской области
Телефон приемного:
+7 (7232) 57-41-10
Телефон бухгалтерия:
+7 (7232) 57-41-10
Нашар
көрушілер нұсқасы
20
Мамыр
2022

Итоги изучения учебного курса ОБЖ (2021-22)

КГУ «Меновное орта мектебі» отдела образования по городу Усть –Каменогорску УО ВКО

2021-2022 учебный год


Итоги

изучения обязательного учебного курса 

«Основы безопасности жизнедеятельности»

в 1-11 классах 

Изучение  обязательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» было введено с целью выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения. Педагоги школы ведут обязательный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» согласно календарно-тематическому планированию составленному на основе Образовательной программы для 1-11 классов уровня общего среднего образования по обновленному содержанию 2018 года под редакцией В.Л. Яковенко-ведущего специалиста методической службы издательств г. Кокшетау и С.К. Куптилеуовой – СНС НАО им. И. Алтынсарина от 26 июня 2018 года.

       Материалы разделов программы обновленного содержания образования представлены так, чтобы дать учащимся как можно больше самостоятельности в исследовательской и поисковой работе, проведении различных экспериментов и выражения своих творческих идей. Одной из особенностей обновленной программы является самостоятельная подготовка презентации своих работ после каждого раздела. Жсе виды самостоятельной деятельности обучающегося направлены на развитие функциональной грамотности, чтобы школьник мог применять полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

        Содержание учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 1-4 классах реализуется в рамках учебного курса «Познание мира»:

-        в 1-3 классах с годовой учебной нагрузкой 6 часов, в 4 классе – 10 часов, учителями начальных классов;

-        в 5-9 классах реализуется в рамках учебного курса «Физическая культура» с годовой учебной нагрузкой 15 часов учителями физической культуры;

-        в 10-11 классах реализуется в рамках учебного курса «Начальная военная и технологическая подготовка» с годовой учебной нагрузкой 12 часов преподавателями-организаторами начальной военной подготовки. Занятия по основам безопасности жизнедеятельности являются обязательными и проводятся в учебное время.

      В соответствии с планом работы школы ежегодно проводится изучение качества преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на I ступени общего среднего образования. В ходе изучения вопроса была проверена документация, осуществлен анализ посещенных уроков в 1-11 классах, собеседование с педагогами.

      Для усиления практической направленности содержания обучения школьников ОБЖ педагоги используют материалы и электронные ресурсы, размещенные на сайтах Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан. При проведении занятий по ОБЖ используются эффективные формы взаимодействия с отделом по чрезвычайным ситуациям, отделом внутренних дел (сотрудники приглашаются на уроки). При организации и проведении учебных занятий педагогами реализуется личностно- ориентированный, деятельностный и компетентностный подходы. На уроках создаются условия для проявления и развития личностных качеств обучающихся, учитывают их интересы, индивидуальные особенности и возможности. Задания подбираются таким образом, что позволяют включать обучающихся в самостоятельную учебно- познавательную деятельность.

    Результаты посещенных уроков во 2-х классах (педагоги Каниятова А.К., Адильханова Б.О., Кенесбекова А.К.)) по темам «Как обращаться с огнем на природе» показали, что обучающиеся понимают значимость знаний о безопасном поведении при отдыхе на природе, способны распознавать потенциально опасные места, предметы, знают, как обращаться с огнем на природе. На уроках обучающиеся проявляли такие качества личности, как внимательность и осторожность. Педагоги применяли различные виды и способы деятельности на уроках: составление плана и последовательные  действия   при  решении  ситуативных   задач,  оценка 

результатов своей деятельности, моделирование ситуаций, анализ информации, тренинги, наблюдения, практикумы, рисование, раскрашивание, выполнение тематических игровых упражнений, самостоятельные работы, творческие работы. При проверке уровня сформированности умений и навыков педагогами использовались следующие формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный, практикум.

        Посещенные  уроки  в   3-х  классах  (учителя Дуанбаева А.Н, Голованова Л.А., Бедарева В.Г.)  по теме «Особенности поведения с незнакомыми людьми» показали, что обучающиеся хорошо знают как поступить в случае если незнакомый человек стучит в дверь, знают как обратиться за помощью, называют способы вызова пожарной службы, правоохранительных органов, «Скорой помощи», аварийной службы. При отборе содержания занятий педагоги минимизировали теоретические сведения с учетом значимости их для практики, обеспечивали воспитательную нагрузку с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки младших школьников. В ходе занятий обучающиеся осознали необходимость взаимодействия со взрослыми для решения проблем в различных опасных ситуациях, показали умения самостоятельно эвакуироваться из жилого помещения при возникновении опасности, правильно использовать мобильный телефон для сообщения об опасности, владеют способами вызова служб. Педагоги  использовали следующие виды работы на уроке: устные высказывания, диалог, анализ и решение ситуационных задач (с использованием мультимедийной презентации), выполнение тематических игровых упражнений, мини-опросы, практические занятия.   

     В 4 «А» (учитель Мухамеджанова М.К.) на уроке «Безопасное поведение на железной дороге» созданы необходимые условия для достижения личностных результатов учебной деятельности учащихся в части осознания опасности, возникающей во время нахождения вблизи железной дороги. Обучающиеся продемонстрировали в конце урока предметные результаты: умение осуществлять безопасное поведение при пользовании железнодорожным транспортом. Педагоги использовали мультимедийную презентацию, составление схем, инструкций, памяток. Диагностической формой работы на уроках было тестирование. В 4 «Б» классе (учитель Петухова Н.И.) провела урок-путешествие «Дорога – зона повышенной опасности», где обучающиеся продемонстрировали умение пользоваться информацией (получение, переработка, сохранение и передача), активно вступали в диалог, высказывали свою точку зрения и умели выслушать точку зрения других, оказывали взаимодействие и сотрудничество в коллективе. Уроки ОБЖ в среднем звене (учителя Киарстанов К.К., Потапов Е.А.) отличаются высоким темпом работы, который обеспечивается сменой форм деятельности обучающихся. Усвоение материала происходит  через чтение информации учебника, использование раздаточного материала, демонстраций, таблиц,  повторение   материала в ходе обобщения, проверки знаний в процессе говорения, выполнение практических работ. Учитель НВ и ТП   Куанышбаев Д.Т. организует работу обучающихся индивидуально, в парах, в группе. Результаты урока свидетельствуют о том, что обучающиеся усваивают материал на достаточном уровне.

      Таким образом, можно сделать следующие выводы: на уроках ОБЖ педагоги школы формируют ключевые компетенции школьников в области безопасности жизнедеятельности, особое внимание на занятиях уделяется реализации деятельностного подхода, формированию здоровье сберегающих компетенций. На уроках используется наглядный материал, созданы презентации по тематическим разделам,  самостоятельная деятельность обучающихся направлена на развитие функциональной грамотности.

       В 2021-2022 учебном году было проведено анкетирование обучающихся 5-11 классов по изучению уровня знаний  учащихся по ТБ, ПДД, ОБЖ и ЗОЖ (10 вопросов с выбором 1 правильного ответа). В исследовании участвовали по 10 учеников от каждого класса. Общее количество респондентов – 150.




 






 








       Диаграммы показывают, что в среднем участники опроса (85%) отвечали верно на поставленные вопросы, из чего можно сделать вывод, что курс обучения по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности, ТБ, и ПДД» показал соответствие содержания, уровня и качества подготовки обучающихся образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Ведется контроль успеваемости и качества знаний по четвертям и в целом за весь учебный год. Показатели успеваемости и качества знаний по курсу стабильны.


Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив